ОбзорыПочему игры больше не цепляют?

Почему игры больше не цепляют?

+24
13 апреля 2016
1529
Почему игры больше не цепляют?
Прямо сейчас попытайтесь вспомнить, когда последний раз вы вставляли диск с игрой, испытывая приятный мандраж — «ух, сейчас как зарублюсь!». Когда вышла GTA V? Watch Dogs? Третий «Ведьмак»? MGS V? Сказать тяжело, но вот что было дальше, можно предугадать со стопроцентной точностью: вы погоняли пару часов, и с чувством лёгкого разочарования выключили игру. Возможно, потом вернулись. И не исключено, что таки довели Геральта до берегов Скеллиге, но вот это ощущение чуда, предвкушение чего-то неизвестного и приятного, вас больше не посещало.
 
А ведь раньше! Раньше мы с упоением могли чуть ли не сутками искать вход в Красную гору в Morrowind и распутывать тайны Острова в Gothic. А помните наркотический экстаз от осознания, что в GTA 3 не обязательно везти арестанта на базу, а можно выйти из машины — и пойти, куда глаза глядят? Теперь такого чувства не подарит ни один проект. Современные игры если не надоели вообще, как класс, то, как минимум, больше не цепляют. Почему так?
 
 

На поверхности

В первую очередь, конечно, хочется кого-нибудь обвинить в пресыщении — зажрались, мол. В какой-то степени так и есть: индустрия, десятки лет обновляющая свою продукцию с целью привлечь как можно больше людей, постоянно поднимала планку. Больше полигонов, больше шейдеров, больше свободы, больше километров игровой карты. К концу двухтысячных эта бесконечная гонка технологий вполне могла надоесть, и захотелось чего-то простого и душевного — но на полках лежали только многомиллионные блокбастеры: красивые, шумные, избыточные. Но с тех пор расцвёл рынок инди, и как раз ниша тех самых душевных проектов вроде Everybody Goes To Rapture. Так что дело, всё-таки, не в этом.
 
 
Иногда всеобщее брюзжание обусловлено тем, что людям современные игры, в общем-то, и не нужны. Они ностальгируют по старым «халфлайфам» и «файналфэнтези», вспоминая, как было классно. Но дело не в Гордоне Фримане — просто безголосый физик удачно пришёлся на предательски быстро прошедшую молодость. В этом случае никакой усталости от современных блокбастеров и нет: человеку просто грустно, что 17 лет уже не вернуть.
 
Отсюда вытекает противоположная версия — очень популярная — будто игры надоели, потому что «дети стали старше». Одно дело — сидеть сутками за PS One и гонять Снейка по секретным базам, когда окружающий мир не требует от тебя ничего сложнее четвёрки по математике. И совсем другое — заниматься тем же, когда работа, семья, дача и кредиты. В таких условиях просто не остаётся времени. Кроме того, взрослый играющий мужчина обычно порицается обществом: лучше бы полочки повесил.
 
 
Но и тут загвоздка: большинство современных блокбастеров как раз и рассчитаны на такого потребителя. Средний возраст «геймера» давно перескочил за 30 лет, и теперь увлечению (если речь не идёт об старорежимных ММО) можно уделять не больше пары часов в день. Для любимого хобби это немного; сериаломаны со стажем могут рассказать вагон удивительных историй в духе «сел в субботу смотреть новый сезон, закончил в понедельник утром». И ничего, никто пальцем не показывает, да и у адепта запал всё никак не пропадает. Но с играми почему-то иначе: всё чаще люди признаются, что очередной хит им неинтересен. Видимо, так-таки дело не в возрасте и не в самих играх. Дело в чём-то другом.
 
 

В глубине

Давайте мысленно вернёмся в наше детство, переходящее в юность. Как мы оценивали новинки? Скорее всего, никак — просто нравится. Или не нравится. Однако если увлечение крепло, мы окунались в культуру с головой. Например, покупали игровой журнал. И тут ждала первая подножка. Игровые СМИ в России, несмотря на кардинально разную стилистику и повсеместную идеологическую вражду, постулировали один принцип — игры надо оценивать. Буквально: сколько баллов получает геймплей, сколько уходит графике, а сколько звуку. В некоторых журналах это доводилось до комичной точности, в некоторых было выражено слабее, но суть не менялась. И многотысячная армия читателей, обычно состоящая из впечатлительных подростков, быстро научилась калькулировать: вот здесь — «крепкий середнячок», здесь — «проходняк», а здесь — шедевр на все времена. Школьники стали искушённее, но и пресыщеннее, обычная аркада их уже не могла удовлетворить — на шесть баллов тянет, максимум.
 
Это, в общем-то, нормальный процесс — чем глубже разбираешься в теме, тем сложнее удивить. Дипломированный филолог вряд ли придет в восторг от нового произведения Олега Роя, а кинокритик едва ли высоко оценит очередные потуги Сарика Андреасяна. Но это касается обычно узкой прослойки людей, занимающейся определённой отраслью медиа на профессиональном уровне. Игровые журналы сделали критиков из армии семиклассников.
 
 
На этот неприятный момент наслаивается обычное взросление самой индустрии. Вспомните ваши «золотые годы» игрового увлечения — скорее всего, от середины 90-х до первой трети 2000-х. Время, когда новые жанры придумывали чуть ли не раз в неделю. Время ещё невысокой финансовой ответственности и, как следствие, большей тяги к экспериментам. «Готовых рецептов» почти не было, можно сравнительно безнаказанно творить и порой даже срывать куш. Black&White, Killer7, The Sims — едва ли в наше время кто-то осмелится выпускать такие же по изобретательности проекты, но тогда они ещё и окупались (особенно в последнем случае). В какой-то степени игры тогда и правда были круче — они не боялись удивлять, и удивляли. Тем, кто их воспринимал не как новую форму медиа, а как цирк, от которого никогда не знаешь, чего ждать, сейчас действительно тяжело. Но это, опять же, естественный процесс. Наверное, так же страдали интеллигентные зрители Голливуда 70-х, когда после «Крёстного отца» и «Таксиста» массовый кинематограф прибрали к рукам авторы «Челюстей» и «Звёздных войн».
 
 
Любая отрасль, добившаяся общественного внимания, так или иначе становится заложником своей аудитории. Просто именно с играми это произошло прямо на наших глазах. Мы ещё помним радость первооткрывателя, и расстраиваемся, почему этого больше нет. А потому что открывать больше нечего. Индустрия превращена в большой бизнес, где крупные компании задают тренды, а мелкие — пытаются выстрелить или соответствовать. Возможно, что-то изменит маячащий на горизонте VR (или AR), но пока есть, что есть — дорогие, масштабные или, наоборот, дешёвые и душевные проекты, которые могут вам подарить любую эмоцию, кроме удивления. И с этим нужно просто смириться.
 

В итоге

А ещё — перестать брюзжать. Вам приелись игры? Так попробуйте что-то новое. Купите японскую приставку 3DS — откроете много удивительных вещей. Окунитесь в игнорируемые ранее жанры — давно запускали стратегии или квесты? Посмотрите, в конце концов, на мобильные проекты. Если годами мучить, скажем, онлайн-шутеры, то рано или поздно перекрестие прицела набьёт оскомину. Но ведь этим индустрия не ограничивается. Просто нужно чётко понимать: видеоигры давно вышли из поиска себя, сформировались и даже начали влиять на массовую культуру (пример такого влияния, спродюсированный Бекмамбетовым, сейчас идёт в кинотеатрах). Вас больше не будут шокировать на правах становления новой медийной отрасли. Поэтому выкиньте из головы жалобы из разряда «больше не штырит». Забудьте о системе оценок. Не надейтесь вернуть 1998-ой год, запустив первую Diablo. Живите настоящим — и тогда, возможно, игры вновь засияют яркими красками.
 
Автор текста: Илья Божко
 
+24
Голосов: 26
Обзоры
13 апреля 2016
1529
Комментарии (67)
+5
13 апреля 2016 в 09:54
хорошая статья, в старые игры всегда с удовольствием переигрываю, готика мне никогда не надоест
+6
13 апреля 2016 в 10:01
Плюсую. Я бы с удовольствием купил бы на новой платформе ремастер первых двух готик, лично мне хватило бы просто подтянутых текстур, что бы они глаз не резали при FHD.
+1
13 апреля 2016 в 10:02
При этом ты ненавидишь ремастеры)
А я бы тоже в старенькое поиграл на своей приставке, жаль что это невозможно :(
+1
13 апреля 2016 в 10:05
на pc кстати готики первые есть с хорошим графоном и с дополнениями глобальными
+2
13 апреля 2016 в 10:08
Да на PC все что угодно есть с улучшенным графоном..)
+3
13 апреля 2016 в 10:07
До сих пор периодически рубимся на эмуляторе в игры с Денди и Сеги laugh
+3
13 апреля 2016 в 09:59
Это называется "стареем" )
+4
13 апреля 2016 в 10:00
Ведьмак лично у меня как раз вернул это ощущение "чуда, предвкушение чего-то неизвестного и приятного", которое последний раз испытывал наверное во второй готике.
Очень мало разработчиков хотят сейчас вкладывать душу в свой продукт, вот и всё.
+3
13 апреля 2016 в 10:06
а кто им позволит эту душу вкладывать? для души нужен большой срок разработки и мешки денег как минимум. Стоит взглянуть на историю с Кодзимой, Мулинье и т.д. Большие деньги можно найти только у издателя, а издателю нужен массовый продукт в короткие сроки. Массовый, значит никакой воли и индивидуальности. Все строго по отчетам маркетологов и оглядкой на сторонние игры, типо вон диабло кассу сорвал, делайте как у них... Сейчас творческую волю очень мало кто из издателей дает, на ум только сони приходит, и то от части там воля...
+1
13 апреля 2016 в 10:43
Ну у поляков не было мешков денег. Да и долгостроем его не назовешь. Смогли как то найти золотую середину.
+1
13 апреля 2016 в 10:01
Меня вот до сих пор всё цепляет, проблем нет.)
Бывает иногда проблема "мне не во что играть", но это редкое явление, спасибо отсутствию свободного времени.

Вот про оценки верно, из-за журналов тех времен, у нас теперь модно можно об играх (да и об остальном) брать чужое мнение из обзоров и выдавать за своё, да и вообще подхватывать все тренды.. ужас короче) Нельзя так)
+7
13 апреля 2016 в 10:02
dune2 и rock-n-roll racing на сеге, вот это цепляло.
+3
13 апреля 2016 в 10:08
рок н рол в 3д выпускали 2жды вроде, провалилась. сейчас подобное увы не выстрелит. а хотелось бы все хиты в новой обложке, дюну, род раш, джим червяк, комикс зон, дум труперс, солдаты удачи с сеги и многое другое
+2
13 апреля 2016 в 10:08
Рок-н-Ролл рейсинг цеплял вообще как почти ничто другое, комментатор в игре был просто гениально озвучен.
Let the carnage begin! smile
0
13 апреля 2016 в 10:25
я периодически на компе играю на эмуляторе, на джойстике.
+1
13 апреля 2016 в 10:38
ООО да! Ларри был неподражаем! Да и вообще вся игра была идеально сделана! Комментатор, Персонажи, Авто и их тюнинг, баланс в машинах и трассах... ну и конечно же МУЗЫКА!!!! zst Я ради этой игры купил Электрогитару и разучил все песни которые были в игре zst
Watchin they self!!! (когда делаешь что-то крутое)
+2
13 апреля 2016 в 10:10
BLACK
0
13 апреля 2016 в 10:13
блэк вообще делали создатели бёрнаута, которых уже не существует. а права у ЕА, которой блэк новый вообще не впал
0
13 апреля 2016 в 10:40
ремастер выпустить ничего не мешает... я бы купил сразу
+2
13 апреля 2016 в 10:15
За 3ds - плюс
+2
13 апреля 2016 в 10:16
Она. Игра интересна, пока не начинаешь в них играть. Единственное, от чего тащишься - это начал играть в соулс игры.
+2
13 апреля 2016 в 10:26
Игры еще цепляют меня, в отличае от фильмов...
0
13 апреля 2016 в 10:37
Отличная статья. И ремастеры люблю)
+2
13 апреля 2016 в 10:40
Да, на самом деле это всё зависит от возраста и степени насыщения. Достаточно взглянуть на мелкого Племянника и его друзей smile У них такой восторг от покупки дисков. Например последнего Ассассина и Фар Край! Прыгали от счастья! Прямо как я... раньше sad Теперь почти ничего не радует, всё это я видел уже десятки раз... sad печально :(
0
13 апреля 2016 в 10:58
поддерживаю, сча мелкие писчат просто) как и мы в свое время, хотя и сейчас некоторые игры доставляют удовольствие, но только по началу, потом все как то однообразно. А так автору спс, вспомнил детство drinks
+2
13 апреля 2016 в 10:42
GAME.EXE нет на картинке... молодняк такой молодняк
0
13 апреля 2016 в 11:26
Хорошая статья drinks Хочу 3дс:)
А цепляет меня прям с первого дня и до сих пор - StarCraft 2, хочется вернуться туда снова и снова:))
+9
13 апреля 2016 в 11:27
Мне кажется, еще один фактор это то, что уже до выхода об игре все знаешь, из роликов, рекламы, превью и обзоров. Раньше получался какой-то кот в мешке, было интересно исследовать, искать возможности и случайно их находить. Теперь просто констатируешь их для галочки. Не наврали ли.
Еще часть интереса во мне убили достижения. Раньше прошел игру, значит прошел, поставил мысленно галочку. Теперь прошел и тебе показывает завершение - 34%. Возникает диссонанс. Бегаешь весь день, собираешь перья. Ведь, как так, игра же пройдена. И при этом же, с другой стороны, перепроходить игру можно было бесконечно, придумывать ситуации, искать секреты. Теперь выполнил на 100% и удалил, продал, как-будто больше ждать нечего, игра выжата.
Не люблю брюзжать, просто высказался в догонку к статье) Уже длительное время не смотрю ролики и обзоры, даже иногда стал удивляться в играх. От достижений только не отлип)
0
13 апреля 2016 в 12:04
Полностью согласен :))) Раньше не было обзоров, видео и уж тем более не было прохождений и секретов) Всё находили сами. А об игре могли только слышать от кого-то, что она крутая! (хотя не факт... помню играли в такие игры, у которых были ооочень низкие оценки, как потом уже узнал, но всё равно получали удовольствие!)
Да блин... Помню с друзьями ГОДАМИ играли в игры (не постоянно, а просто) и каждый раз кто-то находил, что-то новое, делился открытием smile
Сейчас же не каждая игра удержит и на неделю... т.к. не получается, все сразу смотрят прохождение Х(
или ещё хуже (таких людей я вообще не понимаю и... презираю, да да). Не покупают игры и не играют, а смотрят полностью прохождение на Ютубе Х_х а потом хвастаются что сами прошли... таких людей больше чем можно подумать. От самого процесса кажется перестали получать удовольствие.
0
13 апреля 2016 в 19:19
Стараюсь не смотреть видео об игре и не читать инфу, если игра мне интересна. Например серия souls.
В итоге смотрел только тизер с E3 и жду скидок, чтобы ее купить
+2
13 апреля 2016 в 11:40
Мы просто были детьми ) и не вернуть это никак
0
13 апреля 2016 в 12:00
Просто мы стали старыми...
+2
13 апреля 2016 в 12:02
24 года, сижу по 5 часов в день с открытым ртом в метре от тв зажигая костры.
0
13 апреля 2016 в 12:28
Крутая статья! Очень четко все описано! Спасибо прислушаюсь)) Автору респект
−8
13 апреля 2016 в 12:39
Книжки читайте, тупари, геймеры епт!
+4
13 апреля 2016 в 12:47
одно другому не мешает
+3
13 апреля 2016 в 21:26
какой слог и стиль изложения... Сразу видно начитанного человека...
0
13 апреля 2016 в 12:57
мой пик когда реально цепляла каждая игра было на SEGA Dremcast.
0
13 апреля 2016 в 14:06
+и-,добро и зло,ну и т.д.....так и в играх,отличная игра и отстой,только так и рождаются любимые игры.а как вы хотели?только в сравнении,только так))и это отлично что есть выбор!!!!
+1
13 апреля 2016 в 14:27
Для меня первой игрой от которой я реально затащился стал Max Payne - даже сейчас раз в 2-3 года перепрохожу - антураж нуарного нью йорка, топовый саундтрек, наркота, психи, повествование истории через комиксы, slow-mo вобщем бомба!
+1
13 апреля 2016 в 15:38
Футбол никогда не надоест. Что на Dendi, что на некстгеге. Всегда цепляет.
+1
13 апреля 2016 в 16:32
Любая ГТА в любом возрасте проходится с восторгом
+1
13 апреля 2016 в 16:34
не любая гта, 4 и 5 часть осилил 1 раз и все нет больше желания играть, вот вайс сити и сан андреас еще точно пройду
+1
13 апреля 2016 в 17:57
А я обе трижды проходил с восторгом
0
13 апреля 2016 в 18:01
Прочитал только "Итог". Полностью согласен со статьёй =)
0
13 апреля 2016 в 19:17
Увидел скрин Diablo и сразу захотелось погонять пару часиков smile
А на счет статьи. Как только времени на дом перестает хватать, так сразу и играть в игры не хочется. До сих пор не ушел дальше главного меню в Хитмане laugh
+2
13 апреля 2016 в 19:34
Кстати, если говорить о ведьмаке. Очень уж зацепило, и было вау и все прочие эффекты. Прошел от корки до корки! Даже книжонку прикупил, все никак время не выберу прочесть.
0
13 апреля 2016 в 20:11
Я сам под впечатлением от игры начал читать книгу. Прочитал первую. Пока отлично! Игру стал уважать ещё больше. Просто великолепно переданы персонажи в игре
+1
13 апреля 2016 в 20:38
Сначала прочел все книги, а теперь под впечатлением медленно окунаюсь в приключения и балдею. Персонажи переданы отлично, на 5+ smile
0
13 апреля 2016 в 20:53
После того, как прочитаю всё, обязательно перепройду третью часть, но уже с двумя дополнениями.
0
14 апреля 2016 в 09:13
книг там девять, сам пятую читаю.
+1
13 апреля 2016 в 20:05
Всё норм, радуюсь играм до сих пор и в 30 лет.
0
13 апреля 2016 в 20:20
Раньше,каждая новая игра приносила удовольствие. Сейчас только смена консольных поколений приносит удивительный трепет. Очень надеюсь на VR..
0
13 апреля 2016 в 21:10
Надуманная проблема, полно хороших игр, надо просто из зоны комфорта выходить иногда и жанры менять, а не колду из года в год наяривать.
+1
13 апреля 2016 в 21:19
Статью читал? Или только заголовок? Просто ты только что итог статьи повторил
0
13 апреля 2016 в 21:30
та там столько брюзжания было, что я не утерпел, отписался, а потом уже дочитал. v Так-то итог единственная полезная часть статьи.
0
13 апреля 2016 в 21:59
Ок, убедил))
+1
13 апреля 2016 в 21:19
вопрос актуальный, итоговое мнение не разделяю
(имхо) думаю на старость, взрослость. Примечательно, что игры которые раньше нравились - могу переигрывать, новые мало "цепляют" - это факт. А не ныть и хавать то что дают - спасибо, нет
+1
13 апреля 2016 в 21:31
закостенелость и консервативность как раз таки к старости больше относятся
0
14 апреля 2016 в 07:19
возможно, но мой комментарий скорее обобщение общей тенденции. что-то с нового нравится же и это не только продолжение старых серий игр. Кстати, игры еще пол беды, с кино вообще труба - ищу "свой" жанр :)
0
14 апреля 2016 в 09:17
у меня деды в офисе похоже рассуждают... раньше трава была зеленее и девки красивей.
0
14 апреля 2016 в 11:07
деды это сколько лет-то? look
0
14 апреля 2016 в 10:54
с кино проблема, что есть либо артхаус снятый за полкопейки и до конца не понятный даже режиссеру, либо марвелоподобные блокбастеры, которые уже заколебали, либо драмы про нелегкую судьбу меньшинств с прицелом на оскар. Во всех трех категориях бывает годнота, но хотелось бы побольше фильмов вне этих категорий.
+3
13 апреля 2016 в 22:39
ну хз хз. те же одни из нас, ведьмак, блудборн, так же мне черный флаг понравился. можно еще гта5 взять. игры есть хорошие. просто кто то зажрался
0
14 апреля 2016 в 08:22
Еще кстати можно говорить о сезонности. Играю в плойку в основном в зимнее время года, когда на улице дубак и даже выходить из дома не хочется. Летом либо совершенно некогда, либо лучше отдать предпочтение более подвижным хоббивеселухам (спорту)
0
14 апреля 2016 в 11:24
Просто мы повзрослели, вот и все. Вон детей от ГТА 5 не оторвать, они в нее также рубятся как и мы когда-то в 3-ю часть.
0
14 апреля 2016 в 18:15
С возрастом отношение не только к играм меняется, но и с фильмами, книгами и тд. Это нормально) приходит понимание, что на самом деле интересно, а что нет.